Профессиональный стандарт разработало Министерство образования и науки, а приняли его 17 сентября 2021 года. Проверял документ Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Минсоцполитики.

К теме Учеников нельзя принуждать к труду в школе: куда обращаться за помощью

Согласно стандарту, цель профессиональной деятельности директора школы заключается в управлении учреждением образования и ответственности за все виды деятельности.

Руководитель также выступает представителем школы в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Однако директор подчиняется основателю учреждения образования.

Каким должен быть директор школы

  1. Профессиональный стандарт предполагает, что руководителем школы может быть лицо, прошедшее конкурсный отбор и признанное победителем.
  2. Руководитель заведения должен иметь диплом магистра (специалиста).
  3. Директор школы обязан в течение первого года после назначения на должность пройти курс повышения квалификации по управленческой деятельности в объеме 90 учебных часов.
  4. Затем он должен проходить аттестацию ежегодно в течение 5 лет, по результатам которой определяется соответствие руководителя занимаемой должности.

Кроме того, для директора школы предусмотрено ежегодное повышение квалификации. Оно может осуществляться путем неформального (тренинги, семинары, семинары-практикумы, вебинары, мастер-классы и т. п) и информального образования.

Необходимыми профессиональными компетентностями для руководителя заведения являются:

  • нормативно-правовая;
  • компетентность стратегического управления учреждением образования;
  • компетентность стратегического управления персоналом;
  • компетентность обеспечения качества образовательной деятельности и функционирования внутренней системы обеспечения качества образования;
  • компетентность организации деятельности учреждения образования на принципах внешней системы обеспечения качества образования;
  • лидерская;
  • эмоционально-этическая;
  • компетентность педагогического, социального и сетевого партнерства;
  • здравоохранительная;
  • инклюзивная;
  • проектировочная;
  • инновационная;
  • способность к обучению в течение жизни;
  • информационно-цифровая.

Профессиональный стандарт также определяет следующие общие компетентности директора: гражданскую, социальную, культурную, когнитивную и предпринимательскую.

К трудовым функциям директора школы в стандарте относится:

  • обеспечение стратегического управления развитием школы,
  • обеспечение управления качеством образовательной деятельности,
  • обеспечение партнерского и сетевого взаимодействия,
  • организация безопасной и здоровой образовательной среды,
  • обеспечение собственного непрерывного профессионального развития.

К слову, вскоре в украинских школах появятся воспитатели по безопасности. Они обеспечат безопасную среду для детей, будут защищать их права и законные интересы. Воспитатели по безопасности будут постоянно находиться в школах и взаимодействовать с полицейскими, родителями, детьми и администрацией школ.