Каждый учитель имеет собственный стиль преподавания, однако, по словам экспертов, лучшие результаты дает такое обучение, когда сочетаются все стили.

К теме 7 образовательных трендов в 2022: что учеников и учителей ждет в новом году

Аудиальный и музыкальный стиль

Обычно ученики любят слушать объяснения примеров и методов решений. А те школьники, которые имеют склонность к музыке (способны различать ноты и тона в музыке) больше любят групповое обучение, потому что так они лучше понимают информацию.

По словам экспертов, учащиеся, склонные к аудиальному стилю обучения, могут произносить слова вслух, чтобы запомнить их. Этот стиль является ключевым в обучении музыке – он позволяет удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока.

Как удержать внимание учеников, склонных к аудиальному стилю обучения? Если вы преподаете музыку, то сможете удерживать внимание учеников на протяжении всего урока. На других уроках используйте этот стиль в зависимости от ситуации.

Ключевым моментом в таком стиле обучения является тон голоса – ваш и учеников. Когда вы пишете что-то на доске, прочитайте это вслух. Работайте над подачей материала, чтобы ваш тон рассказа был интересен ученикам. Также предлагайте ученикам читать записи вслух.

Также вы можете попробовать следующие стратегии:

  • записывать уроки и затем прослушивать с учениками;
  • предложить ученикам объяснить материал одноклассникам;
  • устранять в классе отвлекающие факторы.

Визуальный стиль

Ученикам, которые склонны к визуальному стилю обучения, нравится объяснение понятий с помощью диаграмм и графиков. Дети любят сами рисовать графики и смотреть, как их создает учитель.

Ученики-визуалы имеют следующие качества:

  • любят рисовать;
  • наблюдательные;
  • в основном их трудно отвлечь;
  • любят планировать;
  • отдают предпочтение инструкциям в виде схем и рисунков.

Как удержать внимание учеников, склонных к визуальному стилю обучения? Чтобы удержать внимание таких школьников, учителю нужно применять карты, диаграммы и рисунки. Если вы можете использовать проектор, можете показывать презентации к урокам.


Учительница визуально показывает строение тела / Фото Word Press

Для самостоятельной работы давайте задание разработать блок-схемы, ментальные карты и тому подобное. Кроме этого, применяйте следующие способы привлечения внимания:

  • сажайте учеников-визуалов за первые парты;
  • в рисунках и графиках используйте разные цвета;
  • предлагайте ученикам делать записи, когда вы объясняете материал.

Вербальный стиль

Вербальный стиль обучения предполагает использование устной и письменной речи. Ученики, склонные к такому стилю, могут отдавать предпочтение чтению и письму, играм в слова. Также они любят учить или даже сочинять стихи.

У таких учеников большой словарный запас, они понимают значение слов и применяют их в правильных контекстах. Такие школьники часто в будущем становятся журналистами, писателями, менеджерами или политиками.

Как удержать внимание учеников, склонных к вербальному стилю обучения? Дети хотят делать заметки во время объяснения материала, обсуждать концепции и, возможно, создавать презентации. Некоторые ученики отдают предпочтение чтению или письму, а некоторые – устной беседе. Учитывайте желания детей.

Логический и математический стиль

Дети, которые склонны к такому стилю обучения, часто выбирают карьеру в сферах ИТ, экономики или научных исследований. Ученики могут иметь такие качества:

  • хорошо распознают повторяющиеся элементы;
  • хорошо разбираются в цифрах;
  • имеют склонность к классификации и группированию объектов.

Как удержать внимание учеников, склонных к логическому стилю обучения? Такие дети лучше усваивают материал, который им объясняют с точки зрения логики. Такой подход легко применять в точных науках, однако с другими дисциплинами это требует определенных усилий:

  • история и география – постарайтесь использовать статистические данные, связанные с отдельными темами;
  • литература – с помощью метода классификации можно изучать литературные жанры;
  • музыка – вы можете научить детей классифицировать музыкальные инструменты (духовые, струнные и т. д.);
  • рисование – с помощью логики и математики можно объяснить детям сочетание цветов.

Объясняя ту или иную тему детям с логическим складом ума, старайтесь выстроить систему. Если у вас возникают трудности, предложите самим ученикам дополнить или усовершенствовать эту систему – им это будет полезно.

Читайте также Новый порядок организации инклюзивного обучения: главные изменения

Физический и кинестетический стиль

Кинестетики предпочитают взаимодействовать с объектами физически. Они имеют такие качества:

  • предпочитают работу руками;
  • энергичные, могут от избытка энергии барабанить пальцами по столу или качать ногой;
  • общительны, предпочитают действовать, а не размышлять;
  • чтение и письмо для них не является приоритетом.

Ученики, склонные к физическому стилю обучения, составляют всего 5% детей и склонны к профессиям, предполагающим физическую активность. Например, они могут стать пожарными или спортсменами.


Игры в классе / Фото learning.ua

Как удержать внимание учеников, склонных к физическому стилю обучения? Основное в обучении детей-кинестетиков – правильно направить их энергию. Во время уроков таким детям нужны перерывы. Также помогут игры и двигательная активность.

Также вы можете использовать следующие стратегии:

  • поощряйте физическую активность на уроке (и не наказывайте детей за то, что они крутятся и отвлекаются);
  • приведите в порядок парты, чтобы детей ничто не отвлекало от учебы.

Социальный и межличностный стиль

Ученики, склонные к социальному стилю обучения, отдают предпочтение сотрудничеству и групповым формам работы. Также они имеют такие качества:

  • ярко выраженные экстраверты;
  • у них хорошие навыки общения;
  • отзывчивы и склонны к сопереживанию.

Учителям важно понимать, что не все ученики, склонные к социальному стилю обучения, легко общаются. Социальный стиль больше описывает обстановку, в которой им лучше всего учиться, а не особенности восприятия информации.

Так ученики, склонные к социальному стилю обучения, – это широкая группа учеников, среди которых могут быть значительные различия. Социальный стиль не обязательно означает, что дети любят много говорить.

Как удержать внимание учеников, склонных к социальному стилю обучения? Используйте групповые формы работы и презентации. Например, вы можете применять следующие формы работы:

  • разыгрывание по ролям исторических событий или сюжетов литературных произведений;
  • решение математических задач в группах;
  • обсуждение тем в группах.

Дети, которые склонны к социальному стилю обучения, любят делиться с одноклассниками полученными знаниями. Но чтобы они не отвлекали других, постарайтесь направить энергию детей на пользу всему классу – давайте таким детям индивидуальные задания.

Уединенный стиль

Ученики, склонные к уединенному стилю, могут быть визуалами, аудиалами, кинестетиками, быть склонными к вербальному или логическому стилю. Эти дети часто имеют такие качества:

  • независимые;
  • склонны к самоанализу;
  • часто бывают замкнутыми.

Как удержать внимание детей, склонных к уединенному стилю обучения? Важно привлекать таких детей во время урока. Раздавайте наглядные материалы или учебники и предлагайте самостоятельно изучить материал. Такие дети смогут хорошо подготовиться и чувствовать себя вовлеченными.

Смешанный подход к обучению

В больших классах учителю бывает нелегко учитывать особенности всех учеников, в то же время важно применять элементы всех стилей. Например, вы можете проводить каждый урок в другом стиле или сочетать несколько стратегий.

Прежде всего вам нужно признать, что в классе есть ученики с разными склонностями. Учитывайте это, когда планируете дальнейшую работу с классом.