Несколько новых методов мозгового штурма разработал американский предприниматель Джош Линкнер. Он считает, что они будут полезными не только для старшеклассников, но и в обсуждении идей с педагогами.

К теме В каких регионах Украины учились самые умные выпускники школ в 2021-м – инфографика

8 интересных методов мозгового штурма

  • Формат ролевого штурма. Поговорите с детьми о ситуации в роли другого человека. Например, можно спросить: "Как бы эту проблему решил Василий Сухомлинский?", "А Илон Маск?".
  • Диаметрально противоположное. Составьте список того, что вы делали в прошлом, и что является общепринятой практикой. После этого определите, что является диаметрально противоположным. То есть выясните, как бы это выглядело, если бы вы "перевернули" традиционный подход на 180 градусов от нормы.
  • Первые в мире. Главное правило этой сессии идей – можно делиться только теми идеями, которые могли бы быть "первыми в мире". То есть не повторяйте чьи-то варианты, а придумывайте с детьми свои.
  • Машина времени. "Путешествуйте в прошлое или в будущее". Подумайте, как бы решили проблему люди 100 лет назад или как ее смогут решить через 50 лет в будущем.
  • "Нарушайте закон". Высказывайте только те идеи, которые являются незаконными, то есть противоречат действующему законодательству. После этого возьмите суть незаконной идеи и превратите ее в нечто, что морально и этично.
  • Найдите себе врага. Представьте себе, что кто-то поставил себе цель уничтожить вашу школу. Каким образом он мог бы это сделать? Проектируя то, как ваш идеальный конкурент может принять такие решения, вы сможете освободиться от предыдущего мышления и запустить творческий ум.
  • Одолженная идея. Не ищите решений в вашей сфере. Подумайте, где еще в жизни встречается подобная проблема. В частности, ищите вдохновение в спорте, искусстве, природе и т. д. Посмотрите на ситуацию в разных сферах жизни.
  • Вариант X. Когда мы разрабатываем идеи, то часто сужаем поле выбора до простых, очевидных ответов A, B и C. Но вместо того, чтобы выбирать A, B или C, спросите: "Есть ли D? Е? или вариант X".

Как появился метод "Мозгового штурма"

Во время Второй мировой войны каравану грузовых судов в открытом океане поступила радиотелеграмма: "Осторожно, неподалеку – немецкая подводная лодка". Возникла угроза удара вражеской торпеды.

Тогда капитан одного из кораблей, американец Алекс Осборн решил собраться на палубе всей командой, чтобы каждый мог предложить свой вариант выхода из сложной ситуации. И хоть некоторые идеи были бессмысленны, в каждой было что-то интересное. Но, к счастью, тогда все обошлось.