Основным требованием к проведению урока в инклюзивном классе является потребность в систематических изменениях деятельности, чтобы избежать истощения и ослабления внимания учащихся.

К теме Как разработать собственную систему оценивания учеников в НУШ: советы

Учитель во время планирования должен придерживаться алгоритма, который предусматривает чередование активной работы с отдыхом и обязательное использование наглядных средств. Ведь, привыкая к этому алгоритму, дети становятся более организованными и дисциплинированными.

Схема урока

Схема урока в инклюзивном классе ориентировочно выглядит так:

  • повторение усвоенного материала;
  • поэтапное объяснение нового материала;
  • повторение учеником инструкции и дозированное выполнение задания;
  • специальное оценивание уровня учебных достижений.

Полезные лайфхаки

Во время построения урока стоит:

  • начинать урок с заданий, которые тренируют память и внимание;
  • использовать сложные интеллектуальные задачи только в середине урока;
  • чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, задания на развитие мелкой моторики, восприятия и мышления и т. п);
  • применять деятельность, которая вызывает у детей эмоции и связывает знания с жизнью (сюрпризные и игровые моменты, соревнования, ролевые игры, мини-постановки).

Как проводить урок для учеников с ООП

Начало урока

Начало урока должно быть построено на повторении предыдущего материала с обязательным использованием наглядности (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря).

Для эффективной словарной работы можно использовать различные карты. Например:

  • карточки с понятиями предыдущего урока, которым дети должны дать письменную характеристику;
  • карточки со словами-подсказками или предложениями с пропущенными словами;
  • карточки с заданием на соответствие,
  • карточки с практическими примерами.

Объяснение нового материала

Объяснение нового учебного материала должно отвечать принципу необходимости и достаточности: объем и содержание стоит упрощать, разбить на несколько этапов и отделять основное.

Объяснять новый материал можно в форме:

  • рассказа (он должен быть научным, доступным, в меру эмоциональным и последовательным с опорой на наглядность);
  • самостоятельного ознакомления с новым материалом с помощью учебника;
  • вводной беседы (если у учеников есть запас сведений на эту тему);
  • чередования разговора и рассказа.

Во время объяснения нового материала стоит учитывать сложность темы. Если материал прост по объему и содержанию, можно объяснить новую тему всему классу. После определения основных моментов предложите части класса самостоятельно выполнить задание и еще раз объясните ученикам с ООП содержание новой темы.

Если совместная работа невозможна, урок выстраивается по другой структуре:

  • В то время, когда вы объясняете школьникам новый материал, ученики с ООП выполняют задание на повторение ранее изученного.
  • После этого класс выполняет самостоятельную работу для закрепления изученного, а вы объясняете новый материал ученикам из ООП. Объяснение должно быть в доступной форме: каждое слово подкреплено наглядностью и обеспечен постепенный переход от одного действия к другому.

Проверка знаний

Все задания для детей с ООП должны содержать пошаговое выполнение самого задания и отвечать определенному алгоритму действий.

Письменные задания могут быть в форме карточек с опорными словами, иллюстрациями, отражающими алгоритм выполнения в виде схем или таблиц. А во время выполнения устных заданий стоит проговаривать само задание и поощрять учеников повторять задание после вас.

Во время оценки рекомендуется:

  • использовать индивидуальные шкалы оценок в соответствии с успехами и приложенными усилиями (портфолио);
  • акцентировать внимание на положительных достижениях;
  • позволять переделывать задания, с которыми ребенок не справился, и оценивать их.

На уроке стоит избегать публичного выставления оценок, соревнований детей друг с другом, а также не требуйте одновременно дисциплины и ответа от ребенка.

К слову, правительство утвердило новые положения о специальной школе и учебно-реабилитационном центре. Что изменится для детей, их родителей и учителей – читайте в статье.