Руководство школ и садиков должно уметь быстро систематизировать нормативно-правовые основы организации инклюзивного обучения. Ведь любые родители могут обратиться в школу с заявлением об обучении для ребенка.

К теме МОН изменило позицию по обучению детей с инвалидностью: родители могут выбирать любую школу

Директор Бердичевского инклюзивно-ресурсного центра Людмила Верещак рассказала про нормативно-правовые документы по вопросам организации инклюзивного обучения в учреждениях образования и дала свои рекомендации.

Как в школе организуется инклюзивное обучение

  1. Класс с инклюзивным обучением организуется на основании заявления родителей, заключения ИРЦ и при поддержке органа.
  2. Для этого создается необходимая материально-техническая и учебно-методическая база.
  3. После этого в школу набирают соответствующих педагогов.
  4. Во время обучения практический психолог должен осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП.

Особенности инклюзивного обучения

  • В одном классе может учиться от 1 до 3 детей с ООП.
  • Каждый ребенок имеет право на индивидуальный учебный план.
  • Дети с ООП учатся по типовым образовательным программам.
  • Инклюзивное обучение должно иметь коррекционно-развивающую направленность.
  • Для таких учеников должны создать индивидуальный учебный план.
  • Над созданием и реализацией индивидуальной программы развития должна работать команда сопровождения.

Директор школы должен обеспечить:

  • Приведение территории заведения, зданий и помещений в соответствие с требованиями государственных строительных норм по инклюзивности.
  • Закупка необходимых учебно-методических и учебно-наглядных пособий, учебно-дидактивного и игрового оборудования.
  • Взять на работу соответствующий штат работников, в частности ассистента воспитателя инклюзивной группы.
  • Обустроить ресурсную комнату для проведения психолого-педагогических и коррекционно-развивающих занятий.

Кто такой ассистент учителя и что он делает

Главная задача ассистента – помогать учителю или воспитателю обучать детей с ООП. Он должен обеспечивать личностно ориентированное направление образовательного процесса.


Инклюзивное обучение в школе / Фото НУШ

К тому же, ассистент учителя должен работать не только с одним ребенком, который имеет особые образовательные потребности, но и со всем классом или группой. То есть ассистент учителя и учитель – это команда.

Педагогическая нагрузка ассистента учителя составляет 25 часов в неделю. На эту должность принимаются лица, имеющие педагогическую, высшую или профессиональную квалификацию.

Что должен уметь ассистент учителя:

  • осуществлять педагогическое сопровождение ребенка с ООС в условиях инклюзивного обучения;
  • помогать составлять и реализовывать индивидуальную программу развития ребенка;
  • вести наблюдение и анализировать динамику развития ученика;
  • налаживать взаимоотношения между всеми учениками;
  • заниматься посреднической деятельностью в сфере воспитания и социальной помощи.

Что не делает ассистент учителя:

  • не ведет самостоятельно урок, не дает самостоятельно заданий во время урока или домашних заданий;
  • не осуществляет оценивание учащихся;
  • не освобождает учеников от уроков;
  • не составляет расписание посещения уроков учеником по ООП;
  • не выбирает самостоятельно учебный материал и методики преподавания без согласования с учителями, которые работают в классе;
  • не оказывает коррекционно-развивающие и психолого-педагогические услуги;
  • не осуществляет физическое сопровождение соискателя образования и не обеспечивает его социально-бытовые потребности и тому подобное.

К слову, правительство хочет отменить прохождение обязательной комиссии для получения разрешения на обучение детей с особыми образовательными потребностями и детей с инвалидностью в специальных школах.