Методические рекомендации определяют подходы оценки учащихся начальной школы в условиях личностно ориентированного и компетентностного обучения. МОН издало соответствующий приказ.

К теме Каким будет обучение с 1 сентября: структура нового учебного года

Одним из ключевых изменений в оценке является подход к выражению оценки. На замену обычной балльной оценки достижений учащихся по предмету предлагают использовать вербальную оценку.

Рекомендации вводят понятия:

  • вербальной оценки (оценочное суждение),
  • уровневой оценки (оценочное суждение с указанием уровня результата).

Вербальную и уровневую оценку можно выражать как устно, так и письменно. Уровень результата обучения рекомендуется определять с учетом динамики его достижения и обозначать буквами:

  • П (начальный уровень);
  • С (средний уровень);
  • Д (достаточный уровень);
  • В (высокий уровень).

Кроме того, результаты оценки достижения учащихся в 1 – 4 классах рекомендуется выражать вербальной оценкой. Хотя в 3 – 4 классах можно как вербальной, так и уровневой оценкой по выбору школы.

Рекомендации также содержат ориентировочную рамку оценивания результатов обучения учащихся 1 – 4 классов. Она позволяет обеспечить объективность и точность результата оценивания.

Ориентировочная рамка оценивания учеников начальной школы: скриншот с закона

В то же время школы могут разрабатывать и фиксировать общие положения касательно оценки результатов обучения учащихся в образовательной программе и конкретизировать. Особенности организации оценивания в определенном классе могут инициироваться учителем.

Цель оценки:

  • формальное оценивание – отслеживание личностного развития учащихся и освоения учебного опыта;
  • итоговое оценивание – соотнести учебные достижения учащихся с обязательными/ожидаемыми результатами обучения.

Отмечено, что формальные оценки начинаются с первых дней обучения в школе и продолжаются постоянно. Для эффективности формирующего оценивания рекомендуется придерживаться такого алгоритма деятельности учителя:

  • формулировка объективных и понятных для учащихся учебных целей;
  • определение вместе с учениками критериев оценки;
  • формирование субъектной позиции учащихся в процессе оценки;
  • создание условий для формирования умения учащихся анализировать собственную учебную деятельность (рефлексия);
  • корректировки совместно с учениками подходов к обучению с учетом результатов оценки.

В МОН добавили, что оценка ученика является конфиденциальной информацией, доступной только для школьника и его родителей (или лиц, их заменяющих).

В то же время объектом итогового оценивания являются результаты обучения учащихся за год. Во время такой оценки рекомендуется сопоставлять учебные достижения учащихся с ожидаемыми результатами обучения с ориентированной рамкой оценивания учеников.

К слову, в МОН обнародовали перечень обязательных предметов для ГИА в 4 классе:

  • Украинский язык (оценка результатов по украинскому языку и чтению).
  • Математика.
  • Язык национального меньшинства или язык коренного народа (для учащихся школ, где ведется преподавание на этом языке или он входит в программу обучения).