В ведомстве отметили, что большое количество ошибок в учебниках обусловлено тем, что в свое время коллегия МОН снизила границу выбора учебников учителями с 20 тысяч до 10 тысяч, передает пресс-служба Минобразования.

Интересно Сода обладает целебными свойствами: в МОН ответили на инцидент с учебником химии

И хотя это позволило учесть большинство предложений учителей, это также заложило риски снижения качества экспертизы этих учебников.

Так, по итогам проведенного анализа выделены такие факторы, которые привели к критической ситуации:

  • авторы и издательства физически не успевают качественно подготовить и отредактировать учебники;
  • учебники внедряются в школьную практику без надлежащей их апробации;
  • авторы подают часть материалов учебника в издательской верстке, а часть – в рукописи, что не позволяет целостно оценить будущее издание или увидеть все фактологические или грамматические ошибки;
  • сжатые сроки выбора учебников учителями и школами (когда предложенное количество учебников физически невозможно рассмотреть в установленные сроки).

Поэтому МОН решило пересмотреть действующую систему экспертизы школьных учебников, также предусмотрено усовершенствование положений о конкурсе среди авторов.

Минобразования планирует усовершенствовать порядок организации обучения экспертов, отбирающих учебники. Они будут получать надлежащую оплату за свою работу и нести ответственность за контент.

Также присутствуют факты недобросовестного исполнения обязанностей некоторыми издательствами, которые экономят на профессиональных редакторах и, пользуясь ситуацией срочности, допускают к изданию некачественно вычитанные учебники. Хотя по соглашению именно на них возлагается ответственность за качество учебников,
– подчеркнули в МОН.

Министерство уже дало поручение профильным научным учреждениям проработать вопрос изменения процедуры и содержания экспертизы учебников во время их отбора.

Первоочередные задачи, которые стоит выполнить:

  • усилить сотрудничество с Национальной академией наук, Национальной академией педагогических наук и учреждениями высшего образования, которые занимаются вопросами учебников;
  • обеспечить создание мощной базы экспертов;
  • восстановить процесс апробации учебников перед их вводом;
  • нормировать возможность общественного обсуждения учебников перед их массовым изданием.

К слову, народные депутаты зарегистрировали законопроект по обеспечению качества учебной литературы. Если его примут, то украинские учебники будут проходить экспертизу на соответствие стандартам.

Скандалы со школьными учебниками

  • В учебнике "Основы семьи" для 10-11 классов контрацепцию назвали неэтичной и противоречащей природе семьи. Там также критикуют половые отношения до брака и подчеркивают, что мама в основном занимается домашними делами и "предназначение женщины – давать и оберегать жизнь".
  • В учебнике истории рассказывали, что Киев основан в 19 веке, а Софийский собор и Киево-Печерская лавра – памятники тех времен.
  • В рабочей тетради для начальных классов по предмету "Я исследую мир" рядом с Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой поставили фото звезд Надежды Дорофеевой и Монатика. Это вызвало большое возмущение у пользователей. Больше о скандале читайте в нашем материале.
  • Еще один скандал возник с учебниками украинского языка для третьего класса. Там нашли скрытую рекламу популярной марки воды "Моршинская" и львовской кофейни. Это возмутило и шокировало многих родителей школьников.