Так, главная задача ассистента учителя – помогать учителю или воспитателю учить детей с ООП, рассказала психолог в области развития эмоционального интеллекта Елена Черныш изданию "ВсеОсвіта".

Интересно В украинских школах более 17 тысяч инклюзивных классов

К тому же, ассистент учителя должен работать не только с одним ребенком, который имеет особые образовательные потребности, но и со всем классом или группой. То есть ассистент учителя и учитель – это команда, которая должна научиться работать вместе и не конкурировать между собой.

Отметим, что недельная нагрузка ассистента учителя составляет 25 часов, то есть 5 часов в день. Подчиняется он непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе или методисту ЗДО.

  • Что должен уметь ассистент учителя:
  1. применять профессиональные знания в практической деятельности, осуществлять педагогическое сопровождение ребенка с ООП в условиях инклюзивного обучения;
  2. вместе с другими специалистами составлять и реализовывать индивидуальную программу развития ребенка;
  3. вести наблюдение и анализировать динамику развития ученика;
  4. налаживать взаимоотношения между всеми учениками;
  5. заниматься посреднической деятельностью в сфере воспитания и социальной помощи.

Обязанности ассистента учителя

  • Организационные:
  1. помогает в организации обучения в классе или группе с инклюзивным обучением;
  2. оказывает помощь учащимся / воспитанникам с ООП в организации рабочего места;
  3. проводит наблюдение за ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей;
  4. помогает концентрировать внимание, способствует самоконтролю ученика;
  5. обеспечивает вместе с другими работниками здоровые и безопасные условия образовательного процесса и труда;
  6. ведет установленную педагогическую документацию.
  • Учебно-развивающие:
  1. сотрудничая с учителем / воспитателем, предоставляет образовательные услуги, направленные на удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
  2. осуществляет социально-педагогическое сопровождение детей с ООП, заботится о профессиональном самоопределении и социальной адаптации;
  3. способствует развитию детей с ООП, улучшению их психоэмоционального состояния;
  4. стимулирует развитие социальной активности детей, способствует выявлению и раскрытию их способностей, талантов, дарований;
  5. создает образовательные ситуации, атмосферу оптимизма и уверенности в своих силах и будущем.
  6. на основе изучения актуального и потенциального развития ребенка принимает участие в разработке индивидуальной программы развития.
  • Консультативные:
  1. постоянно общается с родителями, оказывая им необходимую консультативную помощь;
  2. информирует членов команды сопровождения и родителей о достижениях ученика.

К слову, ассистент учителя – это человек, который сопровождает ученика не только в учебном процессе, но и постоянно мониторит состояние развития ребенка, уровень усвоения знаний и информирует об этом окружение – родителей, педагогов и тому подобное.

Ассистент учителя должен быть единой командой с учителем: они должны постоянно контактировать между собой, обмениваться информацией и пытаться найти те подходы, которые помогут ребенку усвоить учебный материал.

  • Ассистент учителя несет ответственность за:
  1. жизнь и здоровье детей с ООП и других детей класса / группы, соблюдение их прав и свобод, определенных законодательством Украины;
  2. ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, определенных должностной инструкцией;
  3. нарушение трудовой дисциплины;
  4. совершение проступков, несовместимых с работой на должности педагогического работника;
  5. причинение материального ущерба заведению

Интересно, что концепция развития инклюзивного образования была утверждена в 2010 году, однако такие понятия как "инклюзивное обучение", "ребенок с особыми образовательными потребностями", "индивидуальный план развития" в законе об образовании закрепили лишь в 2017 году.